Главная Контакты Меню Техническая информация Архив

МЕНДЕЛЬСОН, ФЕЛИКС



ТВОРЧЕСТВО

Оркестровые сочинения. Ранее всего индивидуальность композитора проявилась в инструментальной музыке, и в конечном счете оркестровые сочинения Мендельсона оказались самой долговечной частью его творческого наследия. Увертюры Сон в летнюю ночь и Гебриды, или Фингалова пещера (Hebrides, oder Die Fingalshhle, первая редакция 1830, вторая 1832) – безусловные шедевры, блестящие по оркестровому письму, самобытные по тематическому материалу и в смысле драматургии гораздо более интересные, чем подавляющая часть более поздних опусов. Не уступают им увертюры Морская тишь и счастливое плавание (Meerstille und die glckliche Fahrt, 1832) и Сказка о прекрасной Мелузине (Das Mrchen von der schnen Melusine, 1833). Симфонии Мендельсона не столь ровны. Ранняя симфония до минор (1824) удачна по форме, но не оригинальна; Реформационная и Шотландская претендуют на большее, и в них сильнее сказывается личность автора. В обеих немало отличной музыки (особенно в двух первых частях Шотландской), но в целом они не соответствуют заявленной крупной симфонической концепции. Лучшая из симфоний, несомненно, Итальянская: она проникнута весельем, но при этом по-настоящему лирична. Мендельсон первым отказался от начального tutti при сочинении инструментальных концертов; в этом жанре у него можно найти произведения разного качества. Менее интересны два фортепианных концерта (Первый, соль минор, 1831 и Второй, ре минор, 1837), зато скрипичный концерт ми минор (1844), последнее большое оркестровое сочинение композитора, до сих пор сохраняет свежесть и очарование.

Камерные жанры. Лучшим камерно-инструментальным сочинением композитора стал ранний струнный октет ми-бемоль мажор – роскошная партитура для ансамбля, дающего возможность наслаждаться красотой звучания. И это не удивительно, ведь Мендельсон блестяще владел всеми возможностями оркестра. Струнные квартеты композитора иногда вызывают желание услышать их в оркестровом переложении, но и они содержат немало прекрасной музыки. Ранние квартеты ми-бемоль мажор (1829) и ля мажор (1827) интересны по форме; последний квартет фа минор, написанный вскоре после кончины любимой сестры композитора, отмечен необычной и глубоко трогающей выразительностью. Из двух струнных квинтетов Мендельсона ранний, ля-мажорный (первая редакция 1826, вторая 1832) – восхитительное сочинение, в позднем, си-бемоль-мажорном квинтете (1845) композитор как бы пытается вернуться, и не особенно удачно, к восторженному настроению струнного октета. Среди камерно-инструментальных ансамблей с фортепиано – два трио (ре минор, 1839; до минор, 1845) и две сонаты для виолончели и фортепиано (си-бемоль мажор и ре мажор); в этих сочинениях виртуозность фортепианной партии доведена до пределов возможного, и звучат они очень эффектно.

Предыдущая страница   -    Страница: 3 из 4    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  



Copyright 2007-2018 © Клуб «Платформа»